О лекторе: Лев Прозоров

Лев Прозоров родился в Ижевске в 1972 году.
Окончил исторический факультет Удмуртского университета, затем аспирантуру. В данный момент работает над докторской диссертацией.
Проживает в Самарской области.
Ярый противник норманской теории.
Лев придерживается взглядов родноверия и является заметным идеологом в субкультуре.
Вот как он отвечает на вопрос об истоках такого выбора:
«…В отношении родноверия я даже не могу назвать поворотной точки. Это то, чем я интересовался, чем я увлекался, чем я жил с раннего детства. Помню, советский мультфильм «Детство Ратибора» произвёл на меня колоссальное впечатление. «Нормальные» дети рисовали машинки-танчики, а я рисовал воинов в остроконечных шлемах, вырезал идолов — из бумаги ещё… Я как-то с этим вырос.»
Список произведений (не считая многочисленных переизданий)
«Святослав. Род и Родина» — М.: Белые альвы, 2006. (первоначально издана под названием «Святослав Хоробре. Иду на Вы!», в дальнейшем издавалась под другими названиями) — о князе Святославе Игоревиче.
«Язычники крещёной Руси (Повести чёрных лет)». — М.: Эксмо-Яуза, 2006.
«Боги и касты языческой Руси (Тайны киевского Пятибожия)». — М.: Эксмо-Яуза, 2006.
«Кавказский рубеж. На границе с Тмутороканью». — М.: Эксмо-Яуза, 2006. (в некоторых переизданиях называется Кавказская Русь)
«Времена русских богатырей. По страницам былин — в глубь времён». — М.: Эксмо-Яуза, 2006. (в некоторых переизданиях называется Богатырская Русь) — о древнерусских богатырских, воинских традициях и их отражении в былинах.
«Евпатий Коловрат». — М.: Эксмо-Яуза, 2009.  — исторический роман в жанре криптоистории о борьбе рязанского воеводы Евпатия Коловрата против Батыева нашествия. При написании романа автор превратил русского национального героя Евпатия Коловрата в нежить и нечисть — упыря и волколака, объясняя тем самым его видимую неуязвимость и страх татар по поводу восставших «мертвых рязанцев».
«Варяжская Русь». — М.: Эксмо-Яуза, 2010. — о западнославянских державах, существовавших на территории современной Германии.
«Крикса» — рассказ в сборнике Городская фэнтези-2010. — М.: Эксмо, 2010. — самый известный рассказ Льва Прозорова в жанре фэнтези.
«Мечеслав. Я сам себе дружина!» — М.: Яуза, 2013.
«Мечеслав. Слава Перуну!» — М.: Яуза, 2013.
«Мифы о Древней Руси. Историческое расследование». — Эксмо, Яуза, 2016.«Проблема смердов: антропонимический аспект» // «Filologické vědomosti» 2016, № 1.
«Образ волка в «Слове о полку Игореве»: мировоззренческий аспект“ // «Восточно-европейский научный вестник» 2016, № 2.
«Марена новгородская: к возможной трактовке одного образа из берестяных грамот» // «Восточно-европейский научный вестник» 2016, № 4.
Творчество Л. Р. Прозорова послужило основой произведений других авторов:
🏆«Сказка о князе Игоре» — любительский мультфильм, размещён в Интернете 26 октября 2011 года.
🏆«Коловрат» — баллада группы GjeldRune по роману «Евпатий Коловрат». Размещена в Интернете 26 ноября 2012 года.
🏆«Секира старого Торира» — графическая новелла по одноимённому рассказу, издана в 2014 году.
🏆«Только тело» — короткометражный фильм по одноимённому рассказу.
🏆Стихотворения Л. Р. Прозорова Последний из Лайонассы и Баллада о короле Радботе положены на музыку гуслярами-любителями.
Лев Прозоров сам послужил прототипом эпизодических персонажей в фантастической литературе. Он упомянут под настоящим именем на страницах романа Андрея Валентинова под названием «Царь-Космос». Упоминается он и у А. В. Максимушкина. В романе «Риона» писатель представлен как Озар Ратиборович Прозоров.

В добрый час начать!

Посмущалась, поробела, да и решила таки начать собственный цикл вебинаров. Тема — мой конек: магия обрядовой песни. В первую голову, конечно — пройдем по годовому кругу.

Основное мое сомнение было — смогу ли планомерно готовиться и проводить эти вебинары в течение года? Кое-что уже готово, проработано. А есть темы, в которых накоплено МОРЕ материала, но он не осмыслен и не разобран толком. Например, Русалии-Троица. И по таким темам подготовка лекции требует не менее месяца. А с двумя детищами свободное время строго дозировано, да и его нельзя планировать наверняка: то болезнь, то няня отменится… И есть еще текущий труд по остальному Лекторию.

В общем — не стала брать на себя исчерпывающий годовой курс, пойдем по силе, как говорит Анна Вокина. Буду назначать вебинары по одному, частично Годовой круг осветим, а в следующем году — закроем бреши.

Давно как-то у меня важные дела с ранней Весны начинаются. Первый обряд у язычников — Масленица. Мужа встретила на Заклички. Люблю это время и вдохновляюсь его энергией начала! Так что поставила первую встречу на 5 марта. Воскресенье, под покровительством Солнца, на растущей Луне.) Помогай, Матушка!

вебинары мои, вебинары

С этого года я решила развивать веб-Лекторий в рамках проекта ПОСОЛОНЬ. Ведь есть множество людей, глубоко сведущих в какой-то грани традиции, и могущих о ней рассказывать дельно и увлекающе. Некоторые из них известны в субкультуре широко (например Лев Прозоров), некоторые — пока только узкому кругу местных ценителей. Но для иногородних эти жемчужины недоступны, и они вздыхают в своих Новоспассках и Кинешмах, что никто к ним с лекцией не доедет…

Поэтому жанр вебинара, то есть лекции онлайн — очень отвечает духу времени, на мой взгляд. Я беру на себя всю работу по устроению, сопровождению и раскрутке события (благо, за плечами год администрирования Лектория Велеслава), лектору остается только содержание, да наличие компьютера с камерой.

На данный момент договорилась о вебинарах с:

  • Ракитой Бондаренко (обрядовая кухня),
  • Львом Прозоровым (история Древней Руси и язычества),
  • Бахарем (Окрута — ритуальное ряженье).

Потираю руки! На будущее имею списочек следующих персон, очень аппетитный! Ведь я исхожу прежде всего из своих интересов, всех этих лекторов уважаю и мечтаю слушать сама!

Сольное и хоровое исполнение

В связи с нашей гостевой песней, в какой мере нам перенимать манеру из записи, где одна бабушка поет.
(цитата из буклета диска Ольги Сергеевой)
«В каждой песне по сто перемен». Этими словами певица подсознательно определяет своеобразные, личностные признаки своего исполнительского стиля: виртуозное владение вокальной техникой микроварьирования с «кружевом» украшений отдельных звуков песенной мелодии (т.н. мелизмы. Ей «урютнее» петь именно так.
Свободно пользоваться своим уникальным исполнительским мастерством О.Ф. Сергеева могла только при сольном пении, поэтому она предпочитала петь в одиночку. И пела обычно, вопреки общей усвятской традиции, негромко, прикрытым звуком, мягко интонируя, эмоционально несколько отстранённо. Это пение только для себя, без расчета на слушателя.
Но стоило песнехорке оказаться в праздничной ситуации на Купальском поле или на свадьбе, она сходу меняла свои стилевые «установки» и естественно лидировала в коллективном обрядовом пении. Голос ее переходил на низкую позицию звучания, интонирование на крупный штрих, громкое, активно скандированное пение со всеми, как будто обретало древнюю магическую силу воздействия на Природу и Судьбу

(пример аудио сольное и хоровое).

О сюжете Крапивушки

(покосная, по пути с поля)
Ты крапивушка зялё(ная) вот зелененькая
в чистом поле привзасеянаю (то есть рассеялась и заросла)
вси стёжачки все дорожачки
нету к миламу проходушку
ни пешому ни на лошади
гонит миленькай табун лошадей
ва передях конь варонай идёт
буйну голаву повесимши
два варианта, близкие Крапивушке, дополняющие картину сюжета
  • (Смоленск летняя) ты крапивушка зялёная
    усё поля привзяленила
    усе стёженьки дороженьки
    нету к милому проходушки
    ни пешею ни на лошеди
    гонит милый табунок лашадей
    наперёт и шел буланый конь
    буйну голову повесивши
    кари глазы привзаплакавши
    — на кого конь обижаешься?
    — абижаюсь на хазяина
    нигде на ночь ни дапросишься
    авса сена ни докупишься (брянск протяжная) Ты трава моя, крапивица
    зелёная, качурявая
    Увсе луги приузе́ленила
    увсе стёжечки дороженьки
    Нету к миленькой проходушку
    ни пешому, ни на лошаде
    Гонить Ванька табунок лошадей
    все лошадочки воронае
    наперёд идёть буланый конь
    Чёрны брови понахмуренае
    ясны гла́зы позаплаканае
    Худо ко́ню на чужой стороне
    нигде на ночь не допросишься
    овса сена не докупишься

 

О лекторе

Рlektorакита / Валентина Бондаренкоhttps://vk.com/rakita13
писательница, журналистка,
мама двоих детей,
жрица родноверческой общины «Троесвет» (г. Рязань),
автор и ведущая цикла программ «Русское угощение» на Радио России — о русской кухне, в том числе, связанных с ней народных обрядах и традициях.

Вебинар 1. Обрядовая кухня СВЯТОК

Первый вебинар из планируемого цикла Ракиты посвящён русской СВЯТОЧНОЙ кухне.
В этот период в народе бытовало множество старинных кушаний, которые имели более, чем кулинарное значение: с ними были связаны обряды, гадания, они имели символику жертвы предкам или силам природы…

Какие обрядовые блюда мы рассмотрим на Колядном вебинаре?
🍯домашняя колбаса (кишки)
🍯поросенок, свинина
🍯поминальные блюда: сочиво (кутья), кисель
🍯пищевой код святочных гаданий
🍯выпечка: блины, сдоба, и конечно пряники-козули
🍯обрядовые следы современного НГ стола

СТОИМОСТЬ участия: 500 р.

Участников ждет 🎁ПОДАРОК: файл с РЕЦЕПТАМИ рассмотренных традиционных блюд, легко выполнимыми в современных условиях. Вы сможете сразу, без дополнительных поисков в инете, воплотить всё, о чем узнали, на своей кухне!)

Они были в эту минуту похожи на иконы… (Горький о казаках)

Горький М. «В людях» ярко описывает ощущения мальчишки от казачьего пения. Думаю, многим из нас, кто вживую слышал настоящее хоровое народное пение (особенно в первые разы), знакомы эти ощущения: трансовость, пребывание в ином пространстве-времени, святость.

«Казаки казались иными, чем солдаты, не потому, что они ловко ездили на лошадях и были красивее одеты, — они иначе говорили, пели другие песни и прекрасно плясали. Бывало, по вечерам, вычистив лошадей, они соберутся в кружок около конюшен, и маленький рыжий казак, встряхнув вихрами, высоким голосом запоет, как медная труба; тихонько, напряженно вытягиваясь, заведет печальную песню про тихий Дон, синий Дунай.
Глаза у него закрыты, как закрывает их зорянка — птица, которая часто поет до того, что падает с ветки на землю мертвой, ворот рубахи казака расстегнут, видны ключицы, точно медные удила, и весь этот человек — литой, медный. Качаясь на тонких ногах, точно земля под ним волнуется, разводя руками, слепой и звонкий, он как бы переставал быть человеком,

Пруха

Встречаешь иногда песни, которые качают так, что невозможно не притопывать и не нырять всем телом и сознанием в волну, которую они рождают. И это на одних голосах, без инструментов и ударных. И влюбляешься, даже несмотря на ее необрядовость.))
Хочу поделиться одной такой песней. Слушать громко!))

c. Большебыково Белгородской обл. — Ой, кто ж там проехал на коне
Белгородская песенная традиция — одна из самых сильных, мелодически своеобразных, с выраженным мужским началом. Здесь тоже, видите, мужской вокал (запевает Щербинин М.А.) особенно полётный, свободный такой и ведущий — но не давлением, а естеством. Скорость и слова он задает (там разногласия в нескольких местах), а женщины поддерживают, следуют (тоже само собой).

Что занятно: и в исполнении разных городских ансамблей (кое обычно воспринимается легче деревенской записи), и с наложением электронного бита — той первоначальной ПРУХИ уже не достигается. Вот тут несколько вариантов, у кого ВК есть.

Слова:
Ой кто ж там проехал на коне
ой кто ж да на вороному?
/ой ляле лёли лёли 2/
Николаюшка проехал на коне
Николаевич на вороному.
Он ударил копьем в ворота
— ты повыйди-ка сударушка сюда.
— я не выйду 2 до тебя
я сердита 2 на тебя 2:
Долго вечером гулял ты без меня,
Вся постелюшка остыла без тебя,
(одеялушка заиндевела)
под подушку мороз подполоз,
(под перину ветер холоду нанес.)
Как бы мне младой да ворона коня
я бы вольная казачка была,
я бы вольная молоденькая
скакала плясала по лугам,
по зеленым по дубравушкам
(с донским с молодым казаком
разудалым добрым молодцем)

Если песня затронула…

Если песня затронула вас ― она просится в вашу жизнь.

Если нам вдруг хочется граната ― мы смекаем, что телу требуются какие-то вещества, и уважим его желание. С песней то же самое, только на более тонком уровне. Песня отзывается ― значит, она созвучна вашему состоянию, ее мелодия и образы ― то, что сейчас может вас чему-то научить, сдвинуть.
Особенно древняя народная песня, ведь в Традиции она всегда бок о бок с обрядом, магией, переходами, ключевыми моментами жизни человека. Культура десятками веков шлифовала свои произведения, поэтому дошедший до нас фольклор имеет очень большую силу.
Если песня отзывается в душе ― впустите ее туда и позвольте ей делать свою тайную работу. Разучите слова, попробуйте не только слушать, но и петь: так мы становимся со-творцами. Как знать, может быть, именно эту песню пели в одной из ветвей вашего Рода несколько веков назад? Приняв такую «весточку» от предков, встав однажды с ними в степенный хоровод, мы становимся ближе к своему глубинному истоку, к мудрости Единой Живой Земли.

Прямая передача

«Зеркальные нейроны» — нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим существом.
Их функции до конца не исследованы. Эти нейроны могут быть задействованы в эмпатии (со-чувствие другому), в понимании действий других людей и в освоении новых навыков путём имитации. Другие ученые связывают их функции с освоением речи.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Зеркальные_нейроны

То есть обучение примером, телесным восприятием и повторением — прямая передача — самый глубокий и эффективный способ. Попробуй научиться по самоучителю петь, без образца!
Как наука еще мало знает о человеке! И это об организме, а что говорить о более тонких планах! А ведь претендует на неукоснительный авторитет, свысока плюя на все «нео»-учения. А правда всегда рядом была, миллионы лет.

Клубок размотался из фразы отзыва о семинаре «Лёгкое материнство»:
«Я туда пришла даже не за информацией, а скорее за особым состоянием, тем самым состоянием расслабленного, лёгкого и радостного материнства, которое прежде всего является не сводом правил и приемов, а состоянием ума матери. Безусловно, ни одна статья не заменит прямую передачу этого состояния от одной матери к другой, в статье невозможно передать энергию, и она не включит зеркальные нейроны мозга, благодаря которым мы обучаемся друг у друга самым быстрым и непосредственным образом.»

А уж детям-то сам Бог велел, дети всем существом настроены на подражание.
Из моего опыта пример. Я 7 лет ходила в музыкальную школу, уныло тарабанила там на фортепиано, получала тройки. Произведение учили полгода — с нот. И никто не догадался мне его давать слушать в исполнении профессионала!! НИ РАЗУ!! Я не представляла, что должно звучать в итоге! Насколько полезнее было бы мне тянуться за примером исполнителя мирового уровня, насколько легче играть то, что уже помнишь на слух!
Вот почему наголову успешнее потомственные спортсмены, музыканты, ученые — в их сознании многолетний живой пример.
В фольклорных ансамблях тоже бывает: учат песни не с записей, а с нот. Ноты этнографического фольклора — с его вариациями и украшениями — выглядят очень и очень сложно. Щадящий пример:
ноты- передачаКак учить такое с нот? Закопаешься с головой! В то время как с голоса запомнишь за 2 раза. Ведь это простая частушка!

Так что стоит использовать этот самый древний и самый глубокий метод — присутствие, совместная деятельность и прямая передача. Ведь дети усваивают здесь не только физический навык. Впитывается и отношение к делу, и настроение, реакция на промахи, вплоть до глубин мировоззрения.
Тут очень уместно высказывание Л. Н. Толстого:
<Воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их…
Педагогика же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина — как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым. Науки хитрые и пустые, никогда не достигающие своей цели. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях>

через минуту забыто все — будто сошлись вместе и прошлое и будущее (Казаков)

…Совсем осоловевший, он садится вдруг на лавку, приваливается к стене, двигает лопатками, шебаршит ногами, устраиваясь поудобнее, откашливается, поднимает лицо и запевает.
И при первых же звуках его голоса мгновенно смолкают разговоры. Непонятно, с испугом все смотрят на него! Не частушки поет он и не современные песни, хоть все их знает и постоянно мурлычет, — поет он на старинный русский манер, врастяжку, как бы неохотно, как бы хрипловато, как, слышал он в детстве, певали старики. Поет песню старую, долгую, с бесконечными, за душу хватающими «о-о-о…» и «а-а…». Поет негромко, чуть играя, чуть кокетничая, но столько силы и пронзительности в его тихом голосе, столько настоящего русского, будто бы древне-былинного, что через минуту забыто все — грубость и глупость Егора, его пьянство и хвастовство, забыта дорога и усталость, будто сошлись вместе и прошлое и будущее, и только необычайный голос звенит, и вьется, и туманит голову, и хочется без конца слушать, подпершись рукой, согнувшись, закрыв глаза, и не дышать и не сдерживать сладких слез.

…А закат прекрасен, а на лугах туман, как разлив, и черна полоска леса на горизонте, черны верхушки стогов. А ветви берез над головой неподвижны, трава волгла, воздух спокоен и тепел, но Аленке уже зябко, прижимается она к Егору, а Егор берет дрожащей рукой бутылку и глотает из нее, передергиваясь и хакая. Рот его полон сладкой слюны.
— Ну… — говорит он, вертит шеей, покашливает и предупреждает шепотом: — Только втору давай смотри мне!..
Он набирает полную грудь воздуха, напрягается и начинает заунывно и дрожаще чистейшим и высочайшим тенором:
Вдо-о-оль по морю…
Мо-о-орю си-и-инему…
Аленка зажмуривается, мучительно сотрясается, выжидая время, и вступает низко, звучно и точно — дух в дух:
Плывет ле-ебедь со лебе-едушкою…
Но себя, но своего низкого, матового, страстного голоса она и не слышит уже — где уж там! Чувствует она только, как мягко, благодарно давит, сжимает ее плечо рука Егора, слышит только его голос.
Ах, что за сладость — песня, что за мука! А Егор, то обмякая, то напрягаясь, то подпуская сиплоты, то, наоборот, металлически-звучно, все выговаривает дивные слова, такие необыкновенные, такие простонародные, будто сотню лет петые:
Плывет ле-ебедь, не всколо-о-охнется,
Желтым мелким песком
Не взворо-о-охнется…
Ах да что же это? И как больно, как знакомо все это, будто уж и знала она всю-то свою жизнь заранее, будто уж и жила когда-то, давным-давно, и пела вот так же, и дивный голос Егора слушала!
Откуль взялся сизо-о-ой орел…
Стонет и плачет Егор, с глубокой мукой отдается пению, приклонив ухо, приотвернувшись от Аленки. И дрожит его кадык, и скорбны губы.
Ах, этот сизой орел! Зачем, зачем кинулся он на лебедя белого, зачем поникла трава, подернулось все тьмою, зачем попадали звезды! Скорей бы конец этим слезам, этому голосу, скорей бы конец песне!
И они поют, чувствуя одно только — что сейчас разорвется сердце, сейчас упадут они на траву мертвыми, и не надо уж им живой воды, не воскреснуть им после такого счастья и такой муки.
А когда кончают, измученные, опустошенные, счастливые, когда Егор молча ложится головой ей на колени и тяжело дышит, она целует его бледное холодное лицо и шепчет, задыхаясь:
— Егорушка, милый… Люблю тебя, дивный ты мой, золотой ты мой…

 

//Казаков Ю.П. «Трали-вали» (1959)

Цель этого раздела

Мне кажется ценным собирать такие отрывки из литературы, где писатель — мастер слова — образно и ёмко выражает вслух то, что многие из нас чувствуют по поводу колдовской силы народного пения, его трансового и очистительного действия.

Присылайте встреченные отрывки в собрание!

Заве­дут бесконечную до самого утра — и допьяна наиграются… (казаки)

Иногородние, живущие среди казаков, посмеивают­ся иногда: «Гаврилычи-то наши со­берутся на ярманке, купят косушку и сидят над ней целую ночь, гуляют!.. Заве­дут бесконечную до самого утра,— и косушка цела и допьяна наиграются!» В этой насмешке тонко подмечена и выделена ха­рактерная особенность каза­чьего «гулянья». Не водка, не пьянство само по себе привлекают казака; его привлекает возмож­ность собраться вместе и «играть» песни, играть именно допьяна, до утра.

… «Разве в наше время так служили, как теперь!— замечает один из седобородых песенников, ветеран тяжелой кавказской службы. Теперь сядет себе служивый на машину, не успеет оглянуться — и на месте! Когда уж там играть старые протяжёные песни! А ты, бывало, идешь месяца три, четыре, а то и больше, и сколько песен за это время пере­играешь!»

«Ноньча то ведь все мелочью забавляются,— добавляет с сокруше­нием другой такой же древний служака.— Не песня, а ветер!..»

 

Листопадов А.М. НАРОДНАЯ КАЗАЧЬЯ ПЕСНЯ НА ДОНУ. (Песенная экспедиция 1902— 1903 г). // «Труды Музыкально-Этнографиче­ской Комиссии» 1906 г., I том.

//Листопадов А.М. Песни донских казаков. Том 4. 1953

Как девка Ведий мёд варила

По лужкам девка гуляла,

Ведьи коренья копала[1].

Накопавши ведь-кореньев,

На Дунай-реку пошла.

Становилась девчоночка

На дубовом на плоту,

Спомывала те коренья,

Бело-набело мыла.

Вымывши она коренья,

Сухо-насухо сушит.

Она, высушив коренья,

Мелко-намелко толкла.

Источёмши ведь-коренья,

В меду-патоке варит.

Споварив ведейна мёду,

Всё на праздник понесла.

Что на праздник на обрядный,

Богам Родным на поклон.

 

Песня в авторском осмыслении. Источник: песня лирическая из сборника В.П. Киреевского

[1] Во время некоторых годовых праздников многие священные действия выполняются именно девичьими руками, в том числе и приготовление мёда для братины.